Покупка полиса ДМС не входит в традиционные ежегодные траты россиян из-за дороговизны, однако неэффективность государственной медицины и увлечение здоровым образом жизни все чаще приводят граждан в платную медицину.
Известная поговорка о том, что здоровье не купишь, мало отражает современную действительность. Следить за здоровьем модно, что подтверждают многочисленные сторонники здорового образа жизни (ЗОЖ) и демонстрируют растущие продажи экопродуктов. Но одно дело — бегать трусцой и покупать фермерские продукты, другое — тратить деньги на медобслуживание. Но и здесь, даже несмотря на мрачноватые экономические прогнозы, все растет, включая продажи всевозможных программ check-up и полисы добровольного медицинского страхования.
За первое полугодие 2019 года рынок добровольного медицинского страхования вырос на 11% к прошлому году, достигнув 115,5 млрд руб. При этом существенный рост наблюдался среди топ-10 страховщиков (14,2%), а ряд игроков продемонстрировали рост более 15%. Страховщики в который раз констатируют — ДМС остается преимущественно корпоративным. По словам управляющего продуктами добровольного медицинского страхования «РЕСО-Гарантии» Бориса Болдырева, если судить по объемам собираемой страховой премии, то 90% страховых премий рынка добровольного медицинского страхования приходится на корпоративных клиентов.
«Сегмент страхования физлиц по-прежнему относительно мал, но при этом значительно вырос — на 14,5% за шесть месяцев 2019 против 11% за аналогичный период 2018 года. Он сформирован в основном из родственников сотрудников компаний, в социальный пакет которых входит ДМС, а также из страхования мигрантов и недорогих коробочных продуктов, выступающих основным драйвером роста этого рынка»,— рассказывает директор департамента развития продуктов и управления портфелем ДМС и страхования жизни СК «Альянс Жизнь» Алексей Вигдорчик. По словам управляющего директора по ДМС «Ренессанс страхование» Натальи Хариной, средняя стоимость полиса для сотрудников компаний при численности коллектива от 100 человек составляет около 20–30 тыс. руб. в год для комплексной программы.
Предложения ДМС для корпоративных клиентов с каждым годом все больше подстраиваются и индивидуально корректируются в соответствии с запросами конкретной компании. «Если десять лет назад клиенты подстраивались под объем услуг, которые давали СК, сейчас ситуация кардинально изменилась, и скорее крупные клиенты диктуют СК опции, которые хотят видеть в своем пакете ДМС»,— отмечает директор департамента медицинского страхования компании «Ингосстрах» Андрей Копыток. По словам представителей СК, нынешние программы ДМС дополняются всевозможными сервисными опциями и бонусными услугами с целью повышения своей привлекательности. «Линия психологической поддержки, услуга "второе мнение", программы и услуги в рамках ЗОЖ/Wellbeing (дни здоровья, лекции, чек-апы и т. д.)»,— перечисляет Андрей Копыток. Корпорации, впрочем, сдержанно реагируют на подобные предложения, очевидно, понимая, что главная ценность полиса ДМС — это сам факт наличия платной медицинской страховки в мотивационном пакете сотрудников.
Тонкие настройки
«Резать косты» в случае чего бизнес обычно начинает именно с медицинской страховки. Страховщики констатируют — в секторе корпоративного ДМС сейчас наблюдается падение спроса у малого бизнеса (до 20 человек) и сохранение бюджетов на ДМС у крупных компаний, в то время как медицинская инфляция составляет минимум 6–10% в год. «Ситуация на рынке заставляет страховые организации конкурировать между собой буквально за каждую копейку, чтобы выиграть тендер, падая все ниже и ниже в размере предлагаемой страховой премии, зачастую понимая, что данный договор не принесет прибыль страховой организации»,— рассказывает Борис Болдырев.
Крупнейшие клиенты стремятся сохранить наполнение договоров на прежнем уровне.
Судя по недавнему исследованию «АльфаСтрахования», чаще всего обеспечивают своих сотрудников полисами ДМС компании IT, банковского сектора, ритейла и торговли.
К примеру, по данным Агентства страховых новостей, НК «Роснефть» планирует вскоре потратить 1 млрд руб. на ДМС для 6,6 тыс. сотрудников, членов их семей и пенсионеров. Индивидуальная страховая сумма на каждого застрахованного составит 7 млн руб. «Аэрофлот» потратит 740 млн руб. на ДМС.
Любопытно, что, по оценкам страховщиков, введение франшизы на отдельные дорогостоящие клиники либо группы медицинских услуг (стоматология, физиотерапия и т. д.) положительным образом влияет и на поведение владельцев полисов. «Это вовлекает застрахованного в процесс оплаты медицинских услуг и в результате рационализирует их потребление»,— говорит Алексей Вигдорчик. В корпоративном сегменте франшиза на 10–20% на поликлинические услуги позволяет работодателю сэкономить до 20–40% своего бюджета, отмечает Наталья Харина. По мнению Алексея Вигдорчика, введение франшизных медицинских программ может решить и проблемы, связанные с высокой стоимостью полиса ДМС для физических лиц.
«Трудно отрицать существование стереотипа о том, что классический полис ДМС — это престижная составляющая именно корпоративного социального пакета. Безусловно, это весомое преимущество любого работодателя, но стоит расширить привычные рамки — сегодня полис ДМС легко оформить самостоятельно»,— отмечает Андрей Копыток.
Покупка полиса ДМС онлайн — удобная опция. И даже не смущает необходимость заполнить длинную анкету со списком вопросов о наличии у вас тех или иных болячек. По словам Алексея Вигдорчика, в зависимости от данных анкеты стоимость полиса в части поликлинического обслуживания может быть увеличена на 20–50%. Но и без этого цена ДМС для частных клиентов объективно кусается: по словам Натальи Хариной, для частных лиц стоимость начинается от 10–20 тыс. руб. по программам, не включающим стационарную помощь.
Покупка же полноценного полиса с базовой программой, включающей амбулаторную помощь, помощь на дому, скорую помощь и услуги телемедицины, обойдется взрослому человеку примерно в 36 тыс. руб. А если добавить к этому экстренную госпитализацию в ряд хороших стационаров — около 4 тыс. руб., стоматологию — порядка 11 тыс. руб. или check-up (11–13 тыс. руб.), цена вырастает почти вдвое.
По словам Алексея Вигдорчика, с учетом того, что полноценный полис стоит минимум в 50–60 тыс. руб., неудивительно, что среди физических лиц классический ДМС пока не сильно популярен. Устойчивый спрос на ДМС для частных лиц, по словам Натальи Хариной, пока есть только для детских программ страхования, особенно детей до года, а также состоятельных частных лиц, привыкших к высокому уровню сервиса, либо у экспатов из-за отсутствия у них полиса ОМС. При этом стоимость детского ДМС может быть вдвое выше взрослого полиса и легко доходит до 100 тыс. руб. Но родители-миллениалы если и будут экономить, то на себе, а вот за ДМС для ребенка заплатят.
«Конечно, ввиду существенных изменений в системе ОМС мы наблюдаем некоторую тенденцию к росту спроса на такого рода полисы. Основные проблемы, с которыми сталкиваются потенциальные клиенты, пока остаются неизменными — это либо высокая стоимость полиса, которая в среднем в 2–2,5 раза превышает стоимость корпоративного предложения, либо достаточно ограниченный продукт, ценность которого клиенту непонятна»,— говорит Алексей Вигдорчик.
Многие страховщики делают ставку на развитие программ полисов ДМС с франшизой, которые могут стать одним из главных драйверов привлечения частных лиц в ДМС. Франшиза существенно удешевляет этот полис — допустим, по программам ДМС с франшизой «РЕСО-Гарантии» цена полиса начинается от 13,1 тыс. руб. Это в два-три раза дешевле цены стандартного полиса (правда, пока действие данной программы распространяется только на москвичей).
Коробочные продукты
Растет спрос и на другие недорогие коробочные продукты. Так, по словам страховщиков, сейчас набирает популярность медицинское страхование от критических заболеваний. К примеру, заметно растет спрос на онкострахование по вполне понятным причинам. Во-первых, лечение онкозаболеваний крайне дорогостоящее, в то время как онкополисы предлагаются частным лицам по вполне приемлемым ценам и могут включать в себя полный цикл лечения онкологии как в России, так и за рубежом. Онкополисы предлагают многие страховщики — в частности, Allianz («План Б»), «АльфаСтрахование» (AlfaSynopsis, «АнтиОнко»), «Согаз-жизнь» («Онкопомощь»). Стоимость полисов онкострахования сильно различается в зависимости от величины покрытия и условий и составляет от 3–6 тыс. до 30–35 тыс. руб.
Пока подобных коробочных продуктов у страховых компаний не так много, хотя их список и расширяется. К примеру, у ВСК есть целая линейка страховок для тех, кто занимается просто активными видами спорта, и для спортсменов-экстремалов. Есть страховка и для работников опасных профессий. У ВСК и «Ренессанс Life» есть программы, страхующие от заболеваний, которые требуют организации качественной медицинской помощи за рубежом. Стоимость таких полисов составляет порядка 10 тыс. руб.— €145.
Именно за счет развития коробочных продуктов, на которые растет спрос не только среди частных лиц, но и со стороны корпоративных клиентов, а также за счет развития франшизных программ рынок ДМС будет развиваться в видимой перспективе.
Очевидно при этом, что развитию сектора добровольного медицинского страхования отчасти способствуют и действия государства, которое помимо сокращения социального пакета граждан мотивирует их пользоваться услугами платной медицины. Для этого была введена налоговая льгота, которой могут воспользоваться и покупатели полиса ДМС. Так, физлица могут воспользоваться налоговым вычетом в размере ставки НДФЛ 13% от 120 тыс. руб. и вернуть себе таким образом затраты на платное медицинское обслуживание в размере до 15,6 тыс. руб. в год. Для нынешнего поколения — миллениалов, которые любят экономить и не готовы тратить на медицину много денег и времени (в отличие, например, от путешествий), наличие подобного кэшбэка в сочетании с возможностью оформить полис онлайн и развитием программ check-up может сыграть решающее значение и заметно поменять в перспективе рынок ДМС.
Иван ПОЛЕТАЕВ
Вся пресса за 18 декабря 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тарифы, Добровольное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 ноября 2024 г.
|
|
Авторадио, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Life, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Российская газета онлайн, 27 ноября 2024 г.
Совфед одобрил закон о распространении действия полиса ОСАГО на Беларусь
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 27 ноября 2024 г.
Количество оказанных по ОМС услуг не может уменьшаться постфактум — ВС
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 27 ноября 2024 г.
Каждый четвертый краснодарец становился жертвой мошенников
|
|
СенатИнформ, 27 ноября 2024 г.
В СФ рассказали об увеличении субвенций регионам из ФОМС
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Суд признал банкротом бывшего бенефициара СК «Южуралжасо» Бурякова
|
|
ГТРК Липецк, 27 ноября 2024 г.
Практика страхования виноградарских хозяйств
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 27 ноября 2024 г.
Свыше 58% жителей Петербурга когда-либо сталкивались с телефонными мошенниками
|
|
Business FM Челябинск, 27 ноября 2024 г.
Четверть челябинцев становились жертвами телефонных мошенников
|
|
Брянские новости, 27 ноября 2024 г.
В 2025 году брянцы смогут ездить в Белоруссии по российскому полису ОСАГО
|
|
Газета.Ru, 27 ноября 2024 г.
Звезду «Мастера и Маргариты» засудила страховая компания
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
СФ одобрил создание единой системы «автогражданки» Союзного государства
|
|
Парламентская газета, 27 ноября 2024 г.
Депутат Аксаков: Для ремонта машин б/у запчастями нужно исключить риски
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
СФ одобрил закон о распространении действия полиса ОСАГО на Белоруссию
|
|
Финмаркет, 27 ноября 2024 г.
Госдума в 1-м чтении приняла законопроект о повышении штрафов для водителей за повторную езду без полиса ОСАГО
|
|
Парламентская газета, 27 ноября 2024 г.
Сенаторы рассмотрят закон об общих полисах ОСАГО России и Белоруссии
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|